СОБОРНАЯ СТОРОНА, интернет-альманах. ЧУДОТВОРНАЯ ИКОНА "СТАРОРУССКАЯ БОГОРОДИЦА".
Герб Старой Руссы Интернет-альманах "Соборная сторона" Старорусская икона Божией Матери
Редакция альманаха

ПРАВОСЛАВНЫЙ КАЛЕНДАРЬ

РЕДАКЦИЯ АЛЬМАНАХА

ПОПЕЧИТЕЛИ

ДИЗАЙН-СТУДИЯ

СХЕМЫ СТАРОЙ РУССЫ И РЕГИОНА

СПРАВОЧНОЕ БЮРО ГОРОДА

ПОГОДА В РЕГИОНЕ

ССЫЛКИ

Чудотворная икона

ЧУДОТВОРНАЯ ИКОНА "СТАРОРУССКАЯ БОГОРОДИЦА"

ЧУДОТВОРНАЯ ИКОНА "СТАРОРУССКАЯ БОГОРОДИЦА"

"Богородица Старорусская" - одна из знаменитых богородичных икон, почитаемых всей русской православной Церковью и связанных именно с Новгородской землей. Слава древних новгородских святынь - "Знамения" и "Тихвинской Богородицы" не затмила этот чудотворный образ, хотя его воспроизведения в поздних списках и обрели загадочную двойственность иконографических вариантов. Праздничная служба в честь Старорусской иконы свершается 4 (17) мая в день ее появления и творения чудес в Тихвине в 1570 г. В Новгороде и Старой Руссе отмечается также и дата возвращения иконы в Старую Руссу в 1888 г. - 18 сентября (1 октября).

История Старорусской иконы и ее списков может служить образцом запутанности и нахлестов различных устных и письменных свидетельств и невероятных догадок, которые, как известно, нередко сопровождают те или иные чтимые иконы. Выяснить истинную историю этого образа было особенно важно в XIX в., когда жители Старой Руссы и Тихвина оспаривали право на владение этой иконой. Сведения о ней пытались собрать тогда многие любители старины. Но наиболее последовательно это осуществил А.А.Усинин, стремясь, по его словам, удержать лишь то, что "не противоречит истине, хронологии и здравому смыслу". Придерживаясь этого же принципа, попытаемся и мы по возможности связно изложить то, что известно сейчас о Старорусской иконе, ее списках и иконографических прототипах.

Согласно народному преданию, икона была привезена в Старую Руссу в конце X в. из греческого города Ольвиополя. Начало творения ею чудес связывается с временем Ивана Грозного. Около 1570 г. в северных странах свирепствовало моровое поветрие, которое опустошило и Старую Руссу, и Тихвин. По откровению, бывшему одному благочестивому жителю Тихвина, для избавления от этой смертоносной эпидемии, необходимо было "обменять" чтимые богородичные образы Тихвина и Старой Руссы. Тогда старорушане и отдали свою икону Богородицы в Тихвин, а тихвинцы один из списков своей святыни - Тихвинской Богородицы - послали в Старую Руссу.

По другому преданию, икона Старорусской Богородицы во время морового поветрия в том же 1570 г. была взята из Старой Руссы и, носимая из одного селения в другое, для избавления от губительной язвы, достигла таким образом Тихвина, где и осталась на долгое время.

Самые ранние достоверные свидетельства о Старорусской иконе относятся к первым десятилетиям XVII в.: в переписной и приходно-расходной книгах тихвинского Успенского монастыря упоминается икона "Руской" Богородицы "в одиннадцать пядей" (около 220 см), висевшая в соборе на столбе у левого клироса. По случаю обновления собора в 1794 г. икону перенесли в теплую церковь Рождества Богородицы. Икона все время располагалась неподалеку от прославленной Тихвинской и почиталась как вторая святыня монастыря, в особенности - старообрядцами.

По устному преданию, сохранявшемуся в Старой Руссе, в 1640 г. некий список Старорусской чудотворной иконы был направлен из Тихвина в Старую Руссу. А в конце XVIII в. (около 1787 г.) в Старой Руссе вспомнили о подлинной иконе и отправили Илью Петрова Красильникова с ходатайством перед тихвинцами о возвращении Старорусской иконы. Получив в Тихвине отказ, Красильников заказал точную копию Старорусской, которая и была принесена в собор Спасо-Преображенского монастыря Старой Руссы 4 мая 1788 г. (по старому стилю - ред.). Спустя время эта копия прослыла чудотворной сама по себе, неоднократно являя целительную силу. Однако жители Старой Руссы не утратили желания и надежды вернуть саму святыню, и с 1805 г. начинается знаменитая их тяжба с тихвинцами, длившаяся более восьмидесяти лет. Сохранилось немало свидетельств того, как старорушане обращались то к Новгородскому митрополиту, то в святейший Синод с неоднократными прошениями о возвращении иконы. Тихвинцы же аргументировали свои отказы отсутствием достоверных письменных свидетельств о принадлежности иконы Старой Руссе и указывали на длительность пребывания иконы в Тихвине, а в доказательство своего глубокого почитания иконы и благочестивого к ней отношения слали описания невероятно богатого оклада Старорусской иконы, выполненного усердием тихвинской купеческой четы Климовых в конце XVIII в. Демонстрируя заботу о чтимом образе, в 1854-1855 гг. архимандриты Петр и Владимир выполняют новую роскошную сребропозлащенную ризу. Однако старорушане, ссылаясь на то обстоятельство, что в Тихвине рядом с первой святыней города жители не могут воздавать должное почитание "пришелице" из Старой Руссы, настойчиво требовали возвращения иконы, которую считали своей. Наконец, в 1888 г., благодаря вмешательству вел. Кн. Владимира Александровича, благоволившего к Старой Руссе, по распоряжению Синода, чтимую Старорусскую икону торжественно перенесли их Тихвина в Старую Руссу, поместив ее в соборе Спасо-Преображенского монастыря (в Тихвине осталась выполненная около того времени точная копия иконы).

С приходом Советской власти икону, по свидетельству местных жителей, "разорили", сняв с нее серебро и драгоценности, и передали в краеведческий музей. В августе 1941 г., во время оккупации, икона исчезла и до сих пор не найдена.

В итоге этой длинной истории в Новгороде и Старой Руссе образовалось два типа копий Старорусской иконы. В настоящее время под наименованием "Старорусская" особо почитается один из ее условно называемых "списков" - по устному свидетельству, копия с копии чтимой иконы, которая весьма отличается от святыни, торжественно возвращенной в Старую Руссу в 1888 г. Икона находится в действующей Георгиевской церкви, на левом клиросе перед иконостасом, как некогда в соборе Тихвинского Успенского монастыря. Она имеет богатый серебряный оклад середины XIX в. с большими вставками, предположительно, XVIII столетия.

В Новгороде же, в Никольском приделе церкви Филиппа Апостола находится большая икона XIX в., почитаемая как Старорусская Богородица, действительно воспроизводящая иконографию того образа, который был перенесен в 1888 г. из Тихвина в Старую Руссу. Еще один из писков (выполненный, вероятно, около 1888 г.) существует в Успенском соборе Тихвинского Большого монастыря. Иногда Старорусской называют также икону "Богоматерь Умиление" XIII в., приобретенную в Старой Руссе в конце прошлого века Д.С.Большаковым (ГРМ), но эта икона не имеет отношения к чтимому чудотворному образу, возвращенному из Тихвина в 1888 г.

Судя по свидетельствам XIX в. и литографии 1888 г., чтимая Старорусская икона представляла увеличенный вариант Одигитрии, совмещавший черты двух очень близких между собою иконографических типов - Тихвинской и Грузинской Богородицы. Оригинал, как и все известные его списки, имел грандиозные размеры (по одним сведениям, "одиннадцати пядей", по другим - 3 аршина 12 вершков в высоту и 2 аршина 15 вершков в ширину, что составляло примерно 260 на 190 см). От знаменитой Тихвинской эту икону отличало лишь расположение правой ступни младенца, которая в данном случае изображалась не как стопа, развернутая к зрителю подошвой, а в профиль. От известных списков Грузинской (XVI в., ГРМ) она отличалась только расположением складок мафория на груди Богородицы. Оба иконографических типа были хорошо известны в новгородских землях. Однако, существующий ныне в Георгиевской церкви Старой Руссы почитаемый список демонстрирует иной иконографический вариант.

Этот список, выполненный, по мнению реставрировавшего его в 1980-х гг. Ю.Новикова, в конце XVIII в., почитатется сейчас более других списков, наследуя славу древней Старорусской иконы. Обстоятельства появления этого списка неясны, и, к сожалению, мы не располагаем в настоящее время достаточными сведениями, чтобы со всей определенностью ответить на вопрос, как возникли два различных иконографических варианта Старорусской Богородицы и который из них восходит к иконе, творившей чудеса в эпоху Ивана Грозного. Но иконография именно списка из Георгиевской церкви отличается очевидной оригинальностью.

От привезенной в 1888 г. из Тихвина в Старую Руссу иконы этот монументальный богородичный образ отличается прежде всего позой младенца: согласно позднему преданию, когда художник писал эту копию, изображая божественного младенца взирающим на Богородицу, Христос сам "отвернул свое лицо", явив новое чудо "для укрепления веры" у прихожан. И действительно, на иконе верхняя часть торса и лик младенца слегка развернуты влево, а ножки перекинуты через правую руку Богородицы. В правой руке Христа, опущенной на колено, - свиток, левая же поднесена к лицу и словно поддерживает голову. В этом изображении акцентированы черты скорее отрока, чем младенца; облачение более свойственно вхрослому Христу - светлый хитон и пурпурный гиматий. Руки Богородицы образуют для него некое подобие трона. Поза Христа и его взгляд, устремленный на зрителя, проникнуты спокойствием, а жест левой руки, поднесенной к щеке, ассоциируется с выражением глубокой печали, сокрушения. Эти поза и жест, а также положение правой руки, близко воспроизводят схему Спаса Недреманое Око.

Старорусская икона Божией Матери

Список Старорусской иконы Матери Божией, хранящийся в храме св.великомученика Георгия

Значение этого образа в византийском искусстве сосредоточено вокруг тем Воскресения, Страстей Господних и царского происхождения Христа "от семени Давидова по плоти". В Древней Руси изображения "Спаса Недреманое Око" получают распространение в XVI в. В этих изображениях, как правило, присутствует Богородица как заступница за род человеческий, и ангел, приносящий к ложу Спасителя орудия страстей. Вся тема, при ее огромной смысловой емкости, обычно соотносится со стихом 4, 120-го псалма: "Не дремлет и не спит хранящий Израиля - Господь, хранитель Твой", и дает образ Христа, Который "не дремлет" и через спасительную жертву Которого, благодаря заступничеству Богородицы, становятся открытыми пути к Господу во все времена.

Отдельные черты Спаса-Недременное Око присущи иконографии Христа-младенца на некоторых богородичных иконах. Натболее отчетливо они проступают в образе Богородицы Антиохийской, чрезвычайно близкой по схеме нашей иконе и отличающейся от нее лишь благословляющим жестом правой руки младенца-Христа. Но наиболее очевидно сходство Старорусского образа с произведением палеологовского искусства - греческой иконой середины XIV в. из Государственного музея изобразительных искусств им.А.С.Пушкина в Москве и еще более - с настолпной предалтарной фреской XIII в. из церкви св.Николая в Прилепе в Сербии.

Георгиевская церковь

Интерес к различным древним иконографическим изводам богородичных икон, насыщенным аллегориями, которые давали пишу к сложным богословским толкованиям, характерен для эпохи Ивана Грозного. Со вкусами и эстетическими устремлениями этого же времени соотносима и избыточная монументальность и представительность Старорусского списка из Георгиевской церкви. Именно к этому времени следует отнести оригинал, с которого этот список был выполнен. Таким образом, в нынешнем Старорусском образе, хранящемся на левом клиросе Георгиевской церкви, мы имеем своего рода единственную "репродукцию" какого-то исчезнувшего произведения древнерусской иконописи XVI в., которое, не исключено, и было той самой перенесенной в 1570 г. в Тихвин чудотворной Старорусской иконой.

Т.Царевская
(Великий Новгород)

СТАТЬИ И ОЧЕРКИ

МОЛИТВЫ ЗА СВЯТУЮ РУСЬ

СТАРОРУССКИЙ КРАЙ

БЛОКНОТ ГЛАВНОГО РЕДАКТОРА

ФОТООБЪЕКТИВ

О НАЗВАНИИ АЛЬМАНАХА

ПОИСК

КОНФЕРЕНЦИИ